| |||
"Нівроку-2001": Победит ли шоу-бизнес альтернативу? |
"Шоу-бізнес нас переможе, але навіщо піддаватися?", - под сенью такого девиза происходил на Театральной площади "файного міста" Тернополя 18 октября Всеукраинский фестиваль молодежного искусства "Нівроку-2001". В десятый юбилейный раз. На этом официоз закончился и начался джаззз. То есть сеты от двадцати избранных волею организаторов фестиваля из более сотни поданых для участия заявок. Все участники (так совпало?) представляли рок-музыку Украины. Хочется надеяться, что другие альтернативные течения Украины (хип-хоп, например, или брейк данс) представлены не были больше по финансовым причинам, чем по отсутствию творческого потенциала.
А тернопольская молодежь, что радует, проявляет большое внимание к музыке, которую вот уже десятый год презентует городу "Нівроку". Причем осознанный интерес демонстрируют не только граждане, четко определившие свои жизненные позиции, но и совсем юные зрители, позиционироваться которым еще только предстоит. Мальчишки восьми - десяти лет, ловко просачиваясь через щели ограждения и весьма демократически настроенные милицейские кордоны, подбирались к сцене, не похулиганить ради, а послушать лучших представителей новой волны. Перед глазами тем временем разворачивалось театрализованное шоу "Орекстра Янки Козырь". Кроме них выступали тернопольская команда "1,2,3", музыке которых сочность придавала маленькая изящная флейта, дальше обратились к плотному панку команді из Бережан, в общем, беспредел на беспределе и беспределом погоняет, а группа так и называется "Беспредел". Если рисовать общую картину фестиваля, то можно, пожалуй, сказать, что все команды оставили после себя самые приятные впечатления. Хотя были и такие группы, воспоминания о которых можно отнести в разряд "особо приятные". Это и львовские "Годо", и тернопольские "Ті, що падають вгору", и запорожские "Фаберже" (которых по старой привычке все еще называли "Яйца Фаберже"), и опять львовские музыканты - команда с концептуальным названием "Чорний Вересень", и киевские группы "Quadrojessima" и "Крихітка Цахес", и черниговская "Димна Суміш". В общем, цвет (или свет, как кому приятней) да и только украинской альтернативы собрался в Тернополе. Те, кто когда - нибудь надеется увидеть на сцене "Нівроку" что-либо подобное звезде (в шоу-бизнесовом понимании этого слова, то есть с огромными понтами и гонорарами ), скорее всего промахнется. Обычный контингент файного фестиваля - это музыканты, которых и по телевизору - то не увидишь, а услышат можно только в эфирах особо продвинутых радиостанций. Популярность себе они добывают тем, что кочуют из клуба в клуб, с фестиваля на фестиваль, с востока в центр Украины, из центра на запад (возможны варианты). Кто-то сложил уже буйну головушку в нелегкой борьбе за места и звания, выжившие к этим самым званиям стали, относиться по-философски и сосредоточились на творчестве. Идею сосредоточения на творчестве, а также явную некоммерческую направленность и противопоставляет фестиваль "Нівроку" современному шоу-бизу. Победитель в этой игре напрямую зависит от энтузиазма деятелей альтернативной культуры и сознательности зрителей, то есть нас с вами. Очень хочется верить, что у нас с вами хватит ума сделать правильное решение. А иначе, придется тупо потреблять продукты жизнедеятельности ушллых продюсеров. Евгения Горожанкина, символи, Тернопіль-Zp |
«НАШЕствие» матюкiв i голубiв |
Два днi машинiсти електричок на 47-й кiлометр вiд Москви заливалися сльозами через те, що їх вагони не гумовi. Адже з ранку до вечора до них набивалася нереальна кiлькiсть пiплу, що рвався на пiдмосковний фестиваль «НАШЕствие». Мешканцi мiстечка Раменське мiцно задраїли вiкна i дверi, нi на крок не пiдпускаючи розфарбовану i захмiлiлу вiд музичних та iнших коктейлiв публiку. Цього року зi сцени пролунала величезна кiлькiсть матюкiв i закликiв типу: «Секс, музика, наркотики». Хедлайнер фесту - дядя Юрiй Шевчук висловив надiю, що серед сотнi тисяч присутнiх хоча би двадцятеро зачали дiтей.
Здається, бiльша частина тiльки цим i займалася. Особливо активними були фанати «Арии» та «Короля и шута» (звичайно тi, що хоч якось стояли на ногах i не позбавилися своїх буйних голiв пiд час шалених танцiв i давок пiд сценою). Поцiновувачi свiжої альтернативної музики, як ведмедi на мед, поз’їжджалися з усiх закуткiв СНД i вкорiнилися зi своїми наметами просто на полi, i нормально себе почували. На два днi вони добровiльно здичавiли. Про цивiлiзацiю нагадували тiльки бiотуалети, пиво, шашлики i «Омон». Через несмiшнi цiни на допiнги маленькi раменськi магазинчики перетворилися на об’єкт поклонiння. Продавцi вiдчули популярнiсть i запускали до магазинiв тiльки по двоє-троє щасличикiв. Чомусь згадалися золотi часи, коли хлiб видавали по талонам. Але це всього-навсього побутовi незручностi. Найголовнiше, це те, що лилося з 250-кiловатних колонок фестивалю. До речi, найбiльш потужних у Росiї. Поки однi танцювали, iншi спали посеред пилюки. Серед мешканцiв наметового мiстечка разом з друзями тусувався син Гарiка Сукачова. Тато нiчого проти не має, навiть тiшиться, що син вже самостiйний. А за сценою вiдривався син легендарного Майка Науменка, який фотографувався з легендами сьогоднiшнiми. Окрiм них «на вогник» зазирнули Славко Вакарчук з «Океану Ельзи» та Сергiй Мазаєв з «Морального кодекса». «Океани» не виступали, а жовто-блакитнi стяги у маси несла київська «Армада». Хлопцi були на хвилi, хоча на початку народ зустрiв їх без особливої приязнi. Зi сцени «Армада» пiшла пiд ледь вiдчутнi оплески, що вже є успiхом. Могли просто зафакати, як деяких. Матюки розпочалися з «Ногу свело!» i пiсеньки про фалiчний символ всесвiту. Максим Покровський зробив вигляд, що соромиться навiть назви своєї морально-етичної композицiї. Коли вiн раптом прокричав: «Х*й», - стало ясно, що назад дороги не буде. Вочевидь пiсля того, як Максим разом з народом разiв п’ятдесят проспiвав неформатне слово, iншi музиканти посмiливiшали i теж пустилися розкопувати надра нецензурної лексики. Тож «НАШЕствие» рiзко перетворилося на сейшен, де музиканти все називають своїми iменами. Рекордсмени у цiй галузi – пiтерська банда (iнакше не назвеш) «Ленинград» - сходила з розуму, виспiвуючи оди диким чоловiкам i їх недалеким жiнкам. Це були пiснi з платiвки «Дачники» i проекту «Три дебила». Лiдер «Ленинграда» Сергiй Шнуров – натуральний прототип вiчно небритої iстоти, близької до алкоголiзму, зате з багатим внутрiшнiм свiтом. Здурiти можна, вiн вигадав приспiв, у якому всi слова – то матюки. У цьому з ним тiльки Покровський зi своїм «Х**м» може позмагатися. Насправдi, виступ «Ногу свело!» був одним з найпотужнiших на фестивалi. Гурт злагоджено «завалив» п’ятiрку бестселерiв: «Куклу» - вигiдну наречену без глистiв та блiх, «День рождения», невмирущу «Хару-мамбуру», нову «В темноте» i «Семь планет». Фронтмен вирiзнився дивовижним гарцюванням на конi, рухаючись у такт вальсу. Iдилiю пiдпсували фотографи, вiд чиїх спалахiв бiдна тваринка злякалася i мало не поставила хрест на «Ногу свело!». Але Максим Покровський не лише класний вокалiст i балабол. Пiсля того, як вiн майстерно стримав коня, вiн може залишатися у Раменському – на iподромi працювати. Фiшкою нинiшнього «НАШЕствия» став солiдний процент молодих i навiть абсолютно невiдомих бiльшостi людей команд. Концепцiя така: зв’язка хедлайнерiв дiє як приманка для народу, котрий купує квитки на їх iмена. А там вже хочеш-не очеш, поцiкавишся, що за пацани рвуть на сценi струни. Таким чином на «НАШЕствии» закрiпився успiх гуртiв «7Б», «8-я Марта», «Сансара», «Бригадный подряд», «Total», «Торба-на-круче» i «Приключения электроников». Виступати у компанiї «Чайфу», «ДДТ», «Сплина», Найка Борзова, «Teqillajazzz» та iнших профi – справжнiй героїзм. Хоча не всi боялися замочити штани, адже дехто з них вже грає по 10-15 рокiв. Це, наприклад, «Бригадный подряд», який вибився на люди тiльки пiсля того, як заграв пiсеньку про Йосипа Кобзона. До нього та «Иванушек интернешл» у солiста особлива любов. «Бригадир» вийшов на сцену у яскравiй футболцi «Иванушек», яку йому нещодавно подарували i став пропагувати нелюбов до геїв. Видно, чимось насолили вони «Королю и шуту», «Ленинграду» та пiтерськiй командi «Пилот», яка взагалi натягнула на себе футболки з написом «Долой геев с российской эстрады!». Потужнi панк-дiвчата «Восьмая Марта» мало не набили одна однiй пики, просто так, для зняття стресу. Їх сет видався максимально гарячковим – живi ще некрасiвськi жiнки у росiйських мiстах! Щоправда, вони не вбiгають у палаючi хати, а мiцно тримаються за барабаннi палички i бас-гiтари. Причому вони дуже люблять українських музикантiв, особливо Кузьму («Скрябiн»). Ще одна унiкальна група - «СП Бабай». Oдин з її учасникiв є автентичним праправнуком Федора Михайловича Достоєвського. На жаль, це єдиний козир цiєї команди… З подiбних «фантикiв з-пiд конфет» на «НАШЕствии» засвiтилися «Protozoa», чий вокалiст вийшов майже голий – з вузенькою шкiряною стрiчкою на потрiбних мiсцях. Гiтаристи теж нормальнi клоуни – начепили на себе жiночi сукнi i яскраво розмалювали обличчя. «Butch», чий виступ взагалi мало чим запам’ятався, випустив на сценi зграю бiлих голубiв, котрi ще довго лiтали понад сценою. Неймовiрне шоу влаштувала «Ария». Група виступила у компанiї справжнього симфонiчного оркестру, а її вокалiст пiднявся над сценою в оточеннi язикiв вогню. Такий собi демонiчний ангел з минулого. Хоча «Ария» грала справдi на рiвнi. Отже, безперечнi фаворити «НАШЕствия’2001» - то Найк Борзов, «Чайф», «Сплин», «Ногу свело», «Ночные снайперы», Чичерiна, «Неприкасаемые», «Ленинград», «Танцы минус», «Кукрыниксы», «Пилот», «Смысловые галлюцинации», «Наив» i «ДДТ». Пiд завiсу «НАШЕствия» Юрiй Юлiанович мало не покалiчився, гримнувшись на землю з двометрової висоти. Гiтару вiн, звичайно, розбив, зате сам вправно вилiз на сцену i без проблем зiграв «Это все» – iнтро для салюту. А вiд травм його врятувало захоплення дзю-до. Словом, якщо «Вудсток», то вже «Вудсток». Хоча невдовзi «НАШЕствие» може дожити до часу, коли орiєнтуватимуться тiльки на нього. Iгор Кравцiв, "музична толока" з Москви www.musica.com.ua 08.08.2001 |
А "Чайки" летят косяками |
Достойно отметить крошечный юбилей незалежної Украины и при этом не упасть лицом в грязь и не сесть попой в лужу, - причина достаточно веская, чтобы окрыленная успехом первого международного молодежного фестиваля "Чайка" неспокойная голова Анатолия Вексклярского, известного также всему продвинутому пиплу как DJ Толя, задумалась о проведении второго сета вышеупомянутого фестиваля. А, задумавшись, воплотила его в жизнь. Тем более что в награду за хорошее поведение на протяжении первых десяти лет независимости киевской молодежи досталась прогрессивная мэрия. Она - то и дала добро чайковедам. Взяв на вооружение старую добрую мудрость: "нужно, чтобы и волки были сыты, и овцы целы", организаторы свята свили гнездо на территории Национального комплекса "Экспоцентр Украины": достаточно далеко от ушей мирных, ни в чем не повинных зрителей, достаточно бк такому диву цивилизации, как транспорт. Да и санитарным радостям было уделено достаточно внимания: зеленые и красные WC щедро раскинулись по всему плацдарму чайкореспублики, радуя отсутствием очередей, и так далее, и тому подобное. Приветливая и внимательная киевская милиция вежливо досматривала сумки, проверяя их на наличие стеклянной тары. Несмотря на столь необходимые предосторожности, хитрая шпана все же умудрилась протащить в чайкино гнездо несколько увесистых стекляшек. По законам жанра, почти в конце пьесы, а именно во время выступления любителя иностранных "девчонок с оголенными телами" упомянутая бутыль, пущенная нетрезвой рукой, направилась в сторону ДеЦла и непременно шлепнулась бы на сцену, если бы не 18 - метровая VIP - зона. А так удар приняла на себя голова ничего не подозревающего парня, имевшего несчастье обзавестись бейджем, дававшего у-ни-каль-но-е право беспрепятственно проникать во все закоулки фестиваля. Ну, кто еще здесь хочет приблизиться к звездам? К слову, массовая раздача драгоценных карточек, гордо именуемых бейджами, случайным лицам, имеющих к журналистике порой весьма отдаленное, смутное отношение, привела к тому, что даже один из самых демократичных персонажей, температурящая, но, тем не менее, живая икона украинского рок-н-ролла - Олег Скрипка ходил в окружении бравых парней из охраны. Что уж там говорить о протеже Шеff'а - ДеЦле, который приволок с собой, наверное, целый взвод румяных молодцев. ДеЦлу иначе нельзя, карма у него такая. А вот большие ребята в форме, поставившие себе цель благополучно доставить маленького Сашу Васильева от сцены к гримерной палатке, так увлеклись своим, безусловно, нужным и добрым предназначением, что едва не зашибли одного молодого музыканта, сбив с ног и его, и верную подругу - гитару со своего пути. А где же справедливость, братцы?
Очень и очень опечалили столичные собратья по перу. Избрав тактику нападения, и как щитом прикрывая ею свою хип-хоповую и прочую некомпетентность, они, объявив Майкла Джексона родоначальником хопа, скоренько зафукали нежновозрастного ДеЦла. Юное дарование в накладе не осталось, и вскоре пресс-конференция весьма напоминала популярную игру моего босоного детства - "Верблюд и Утюг", в которой корабль пустыни смачно плюется в утюг, а последний угрожающе шипит. Причем в данном случае стороны постоянно менялись ролями. Верхом маразма стала вторая, она же и последняя пресс-пати, на которой акул без пера оцепила охрана (!). Организаторы, видимо, боялись за хрупкие тела музыкантов, в связи с чем, вспоминается негласный лозунг журналистов, фестивалящих на "Чайке", написанный от руки на бумаженциях и разошедшийся по рукам: "Артисты, помните - журналисты тоже люди!". К этому хочется добавить лишь одно: "граждане, будем взаимовежливы". Тем временем товарищ Дизелев и товарищ Муриков ловко жонглировали фразами и опускали репортеров, а те так и не смогли раскочегариться и сдохли после четвертого вопроса. Первым не выдержал фронтмен "групи iз Києва - "Воплi Вiдоплясова" - встал, развернулся и ушел лечиться от простуды, следом за ним цепочкой потянулись Найк Борзов, Мирослав Кувалдин и группа "Белки". А журналюги с хлопающими (хлюпающими?) глазами остались при своих интересах и неудовлетворенных амбициях. Возможно только более жесткие условия аккредитации в будущем, помогут воцариться более благоприятной и профессиональной атмосфере на последующих фестивалях. В целом же, молодежный фестиваль "Чайка" целиком и полностью (тьфу-тьфу, чтоб не сглазить) оправдывает свою концепцию: дать возможность молодым музыкантам, попирающим клубные сцены, выступить на большой площадке. Другое дело, что поколение Х или Y, как ни назови, все одно и то же, что-то не сильно тянется вдохнуть свежий воздух, предпочитая ему раскрученные радио- и телеэфиром голоса и лица. Ну чем так не угодила прекрасная девчачья группа "Далеко", что зрители под горячим летним солнцем откровенно до неприличия отмораживались? Молодые музыканты не так просты, как кажется на первый взгляд и профессиональнее, чем кажется со второго. Да, они молоды, пусть где-то зелены, но зато никто из них не обременен проклятьем формата, которому часто подвержены всякие там спiваки и спiвачки. Да только за это их можно возвести в ранг королей альтернативы и увить лаврами: пусть цветут и пахнут на радость молодой Украины, не Братьев же Карамазовых нам слушать через два-три года, ей-Богу. Первый день, замешанный на хип-хоповом соусе, показал, что сия телега, да что там - тележка, пока еще со скрипом преодолевает кочки и ухабы украинских дорог. Народную музыку не нашей страны очень убедительно представили на мой субъективно-скептический взгляд (ой, держите меня, а то впаду в снобизм) разве что группы "SCHNELL SPRECHEN" и "У. эР. Асквад" (в молодости известные как "Убитые Рэпом"). Рок-день был все-таки более цветист. Правильная и актуальная музыка на Втором молодежном фестивале "Чайка" была озвучена уже упомянутой группой "Далеко", бешеной (в самом хорошем смысле) командой "Димна Сумiш", ненапряжными ребятами из "The Вареникс", легкими, с элементами брит-попа (да не обидятся все-таки музыканты) звуками "Белков", щедро сдобренными индастриэлом и тяжелыми гитарами песнями экстремалов из "ХВК", экспрессивной и безбашенной "Марго", просто суперской командой "ОДРИ", новым проектом бывшего участника "The Вйо" Мирослава - "Кувалдин и Катапульта", который еще всколыхнет общественность в нашей замечательной, но насквозь пропопсевшей стране. Да что там общественность, гроза журналистов Дизель и тот, фигурально выражаясь, умиленно смахивал отеческую слезу со своих добрых глаз, взирая на весь этот беспредел. "Скрябы" и те не удержались и впали в детство (а все знают, что детство у них было панковским, а значит, поддающимся только ненормальным прогнозам). Разноцветно-рейверский Кузьма в костюме от Алексея Залевского, безумно вращая глазами, ползал по сцене: "ви думаєте, що це офiгенно, нi, це ох...єно!" Мудрый Кузьма был как всегда прав. Апофийозом вечера стал победный крик "Чайки", исполненный каким-то хором в компании с группой "Белки", вездесущими Муриком и Дизелем, когда последний выступил в ипостаси дирижера, что ему, судя по радостным лицам поющих, явно удалось. Вот и все. Чайкин птенец растет как на дрожжах и уверенно расправляет крылья, говоря свое радостное жизнеутверждающее "нет" массовому официозу и заангажированным попсовым слюням. Быстрее, выше, сильнее - пожелаем Чайке и мы. Евгения Горожанкина, символи, Тернопіль-Zp |